МАОУ "СОШ с.Синенькие"
Гагаринский район, г.Саратов
  • Итоговое сочинение-2025

    Что такое итоговое сочинение

          Это экзамен, главная цель которого — проверить умение выпускников рассуждать на нравственно-этические темы, аргументировать свое мнение, привлекая литературные источники, причем необязательно из школьной программы.

          Также  оно служит допуском к государственной итоговой аттестации для выпускников  одиннадцатых  классов,  в том  числе  к ЕГЭ. Для успешной сдачи нужно набрать минимум три балла из пяти — о критериях оценки расскажу ниже. Если выпускник не сдаст сочинение с первого раза, есть еще две попытки: в первую среду февраля и вторую среду апреля. Даты проведения итогового сочинения в 2024–2025 учебном году:

    Основной день — 4 декабря 2024 года.

    Резервные дни: 5 февраля 2025 года и 9 апреля 2025 года.

    Если провалить их все, ЕГЭ выпускник сдавать не будет, следующий шанс появится только через год. Вместо аттестата школьник получит справку.

    Как проходит итоговое сочинение

         На текст из нескольких сотен слов выпускникам дают 3 часа 55 минут.

    Для сравнения: ЕГЭ по русскому с десятком разных заданий школьники пишут 3 часа 30 минут, так что времени для одной письменной работы достаточно.

    В день экзамена ученики получают билет с шестью темами. Формулировки звучат примерно  так:      

        Почему  достижения  прогресса,  дающие  человеку  удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?» или «Реальное и виртуальное общение: в чём преимущества каждого из них?» Выпускник выбирает одну тему и пишет по ней рассуждение. Результаты школьникам скажут в течение 12 дней.

       Тематика делится на три больших блока, они всегда одинаковые — в рамках этих пунктов организаторы и придумывают темы. Разделы и подразделы опубликованы на сайте ФИПИ

    Структура итогового сочинения

           Как и любое другое похожее рассуждение, оно состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения.

         Вступление — это вводная часть сочинения. Обычно она состоит из трех элементов:

    Вопроса темы. Можно переписать тему, если она сформулирована в виде вопроса, или задать какой-то вопрос к утвердительной теме. Например, раскрытие вопроса «В чем причины вражды между людьми?» один из школьников начал так:

    «Давайте рассмотрим, что такое вражда».

         Толкования ключевого понятия. Например, если вопрос посвящен прогрессу, нелишним будет охарактеризовать понятие «прогресс», например дать определение с основными характеристиками. Это толкование служит мостиком к главной части вступления — тезису.

         Тезиса — главной мысли автора, четкого ответа на вопрос. Можно начать тезис с клише «Я считаю, что…» Так проверяющим будет легче засчитать его. Пример возможного тезиса о роли прогресса: «Я считаю, что достижения научно- технического  прогресса  могут  быть  опасны  для человечества  в случае их бездумного и антигуманного использования».

          Основная часть включает в себя собственные размышления выпускника, их аргументацию с помощью литературы. Структура основной части выглядит так:

    Связка — клише, которое соединяет вступление и основную часть, например

    «Обратимся к рассказу „Улыбка“ Р. Брэдбери».

           Описание эпизода, характера героя — в сущности, небольшой пересказ.

    Микровывод — анализ эпизода, в котором должен быть ответ на вопрос «Как этот пример доказывает тезис?».   Недостаточно просто упомянуть произведение, необходимо  описать  конкретный  эпизод,  проанализировать  поведение 

    героя и объяснить, как пример соотносится с тезисом.

     

          Для получения зачета достаточно опоры на один литературный источник, но учителя обычно советуют приводить два аргумента, чтобы перестраховаться: если вам не зачтут один пример, в запасе будет другой. Но если ученик написал два примера, а количество слов все равно меньше 250, он может привести в качестве еще одного фильм или ситуацию из жизни, чтобы набрать недостающие слова.

          В качестве литературного источника подойдут:

    • Художественная литература —  русская и зарубежная, классическая и современная.
    • Публицистика.
    • Мемуарная литература:  письма, дневники, мемуары, биографии, автобиографии, исповеди.
    • Научно-популярная литература.

         Малые жанры вроде пословиц и поговорок, а также ссылки на мангу, комиксы, графические романы не засчитают как аргумент.

        Заключение —    обобщение    сказанного.    Оно    может    включать    в себя переосмысление или подтверждение тезиса, сформулированного во вступлении.

        В методических рекомендациях ФИПИ есть образцы, на них можно ориентироваться в подготовке.

                                                                                                  Требования к итоговому сочинению

        Прежде всего необходимо ознакомиться с требованиями и критериями на сайте ФИПИ. Чтобы         работу            выпускника  проверили,     необходимо выполнить два формальных требования: пройти по объему и показать самостоятельность написания.

    Объем. Минимально допустимое количество слов — 250. Максимальный порог не установили, но составители и многие учителя рекомендуют писать 350: этого хватает для раскрытия нравственно-этической проблемы.

         В подсчете слов есть хитрости, иногда они помогают добрать нужное количество. Например, «А. С. Пушкин», фамилия и инициалы, — это одно слово, а «Александр Сергеевич Пушкин» — уже три. Служебные части речи — предлоги, союзы, частицы — тоже учитываются: «все же» — два слова.

         Самостоятельность написания. Списывать во время экзамена нельзя. Кроме того, нельзя пользоваться заученными аргументами из интернета. Если работу заподозрят или уличат в плагиате, ученик рискует автоматом получить незачет. Придется пересдавать, апелляций нет.

    Критерии оценивания итогового сочинения

         Работы оценивают по пяти критериям — за каждый ставят плюс или минус, среднего нет. Для зачета достаточно набрать три балла из пяти. Причем два балла обязательно должны быть по первым двум критериям  .

    Соответствие теме. Ученик получает плюс по этому критерию, если в его тексте:

    1.     Прослеживается конкретная цель высказывания.

    2.     Есть тезис — ответ на вопрос по выбранной теме.

    3.     Литературный аргумент соответствует теме и тезису.

    Аргументация. Ученик  получает  балл,  если  сочинение  написано  с опорой на литературный источник, без грубых искажений материала. Например, если выпускник ошибся в фамилии автора, в названии произведения, но рассуждение позволяет четко идентифицировать источник, пример засчитают.

    Композиция  и логика  рассуждения. Если  нет  тезиса  и аргументов,  плюс не получить. То же — если текст не разбит на абзацы, полон логических нарушений, которые мешают воспринимать информацию.

    Качество письменной речи. Балл зачтут, если нет речевых ошибок или они не затрудняют восприятие текста. Этот критерий мне кажется самым мягким, потому что сформулирован необъективно: не указано допустимое количество речевых ошибок. В сущности, он остается на усмотрение проверяющих, однако обычно учителя идут навстречу экзаменуемому и стараются не снижать балл за качество речи.

    Грамотность. Незачет ставят, если на 100 слов приходится более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Например, если ученик напишет сочинение на 300 слов, он может допустить 15 ошибок и не потерять балл.

     

    Документы проведения Итогового сочинения

    Найдено: 15

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie